"Здоровье молодёжи - богатство России"

"Здоровье молодёжи - богатство России"
Меню сайта

Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Форма входа

Поиск по новостям

Друзья сайта

Наш опрос
1. По вашему мнению, за последние 2-3 года людей, употребляющих наркотики не в медицинских целях…
Всего ответов: 230


Приветствую Вас, Гость 30.04.2024, 12:52


"Здоровье молодёжи - богатство России"

 

В рамках проведения федеральной акции "Здоровье молодёжи - богатство России" (20.04.05 - 20.05.05г.г.) необходимо активизировать работу по всем обязательным направлениям здоровьесбергающей деятельности, важнейшим из которых является - формирование у молодёжи ценности здоровья и здорового образа жизни.

За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1.5 раза, а среди подростков - 2.1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза - число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и прежде всего перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей - 21%. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна - развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний.

В так называемых школах "нового типа" - гимназиях, лицеях - нагрузки настолько высоки, что в V-IX классах достоверно чаще по сравнению с массовыми школами отмечаются клинически выраженные вегетативно-сосудистые расстройства (19,3% в массовых - 3,8%), нейроциркуляторная дистония (10,4 и 2,9%), неврологические расстройства (14,0 и 3,2%). До 80% учащихся этих школ имеют множественные и полисистемные нарушения состояния здоровья (Стуколова Т.М., 2000). Особенностью последнего десятилетия является рост социально обусловенных болезней, которые выросли с 1991 по 1997 годы (например, у подростков - сифилисом в 21 раз, наркоманией в 12 раз, алкоголизмом в 24 раза).

Кроме того, в Томской области особое беспокойство вызывает складывающаяся наркоситуация, анализ которой свидетельствует о неослабевающей остроте проблемы, связанной с распространением наркотиков. Хотя количество зарегистрированных преступлений по линии незаконного оборота наркотиков в области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года заметно снизилось (с 2461 до 1723 или на 29,9%) в то же время отмечается "омоложение" наркопреступности доли тяжелых преступлений, связанных со сбытом наркотических средств в среднем на 15%.

Особенное беспокойство вызывает тот факт, что более 69% наркопреступников - люди в возрасте до 30 лет. Из них студентов и учащихся - 6,1%.

По данным областного наркодиспансера на 1.10.04г. на учете состоит 5526 жителей области с диагнозом "наркомания". Большинство потребителей наркотиков - 67% (3702) это молодые люди возрасте до 30 лет, на долю учащихся приходится 7,6% (423 человека).

Несмотря на снижение (с 417 до 375) числа подростков, совершивших преступления в состоянии опьянения, проблема, связанная с употреблением несовершеннолетними наркотических средств, токсических веществ, алкогольных напитков, остается крайне напряженной.Реализация федеральной акции "Здоровье молодёжи - богатство России" сопряжена с задачей формирования у молодёжи мотивированного понимания значимости здорового образа жизни и ценности здоровья, а также на формирование у обучающихся умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность и формирование мотивов отказа от "пробы" и приёма психоактивных веществ ПАВ.

В ходе федеральной акции могут быть рассмотрены следующие темы:

  1. Главные факторы здоровья.
  2. Курение табака и влияние никотина на развивающийся организм.
  3. Употребление алкоголя и последствия алкоголизма.
  4. Токсикомания.
  5. Наркомания.
  6. Как отказаться от предложения попробовать наркотик или другое психоактивное вещество?
  7. Стоит ли продолжать дружбу с человеком зависимым от наркотиков?
  8. Психоактивные вещества ПАВ и влияние их употребления на репродуктивное здоровье.
  9. Роль силы воли в отказе от ПАВ.
  10. Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.

Перечень тем может быть дополнен с учётом конкретных условий проживания, контингента обучающихся, социокультурных особенностей и т.д.
В рамках проведения федеральной акции целесообразно отойти от традиционных форм проведения занятий, таких как лекция, семинарское занятие, семинарское занятие с опросом и т.д.
Наиболее эффективными формами считаются лекция-дискуссия, лекция с обратной связью, тренинговые занятия, игры и проектная деятельность (исследовательские, информационно-ориентированные проекты). Большую заинтересованность вызывает у обучающихся дискуссионные формы работы, предусматривающие задачу формирования личной позиции в отношении той или иной проблемы.
Далее мы предлагаем вариант реализации темы "Как отказаться от предложения попробовать наркотик или другое психоактивное вещество?" в форме ролевой игры "Разумный выбор", а также темы "Стоит ли продолжить дружбу с человеком, зависимым от наркотиков?" в форме игры "Наркоманы - особые, особенные или …?" или круглого стола "Люди, за которых мы отвечаем…".
Тема "Как отказаться от предложения попробовать наркотик или другое психоактивное вещество?"

Задачи:

  • Анализ ситуаций наркогенного заражения, оценка используемых приемов социального влияния.
  • Развитие умения выбирать эффективные варианты отказа в ситуациях, связанных с наркогенным заражением.
  • Расширение представления о наркотизации как псевдоэффективном способе решения социальных проблем.

Что нужно знать педагогу:

Первичное приобщение подростка к употреблению наркотиков чаще всего происходит под влиянием значимого знакомого (сверстника или человека постарше), уже имеющего опыт наркотизации. Такой человек дает попробовать одурманивающее вещество, помогает освоить технику наркотизации. Так проявляется реакция прозелетизма - наркогенного заражения (в среднем один человек, систематически использующий наркотики, способен вовлечь в наркотизацию в течение года 8-10 человек, входящих в круг его общения).
Обычно первый опыт наркотизации происходит там, где молодые люди проводят свое свободное время - дома, на дискотеке, в клубе. Треть первичных проб осуществляется в компании знакомых. Первое употребление наркотика чаще всего оказывается бесплатным для подростка. В дальнейшем наркотик приобретается у знакомых - членов группы, приятелей, вовлеченных в наркотизацию, у незнакомых - торговцев. Надо сказать, что еще 10 лет назад подростки отмечали в абсолютном большинстве случаев только один путь приобретения наркотиков - у знакомых. Сегодня все большее значение приобретает путь, не требующий наличия каких-либо отношений между продавцом и покупателем. Это является свидетельством явного упрощения механизма распространения наркотиков в подростковой среде.
На начальном этапе наркотизации подросток может употреблять только какое-то одно вещество (анашу, экстази и т.д.), такой вариант определяется как мононаркотизм. Однако он может использовать сразу несколько одурманивающих веществ, пытаясь выбрать "свое" вещество, и такой путь наркотизации называется поисковым полинаркотизмом. В дальнейшем, как правило, подросток останавливается на каком-то одном веществе.
При этом необходимо отметить, что в абсолютном большинстве случаев знакомству с наркотиками предшествует приобщение к алкоголю или курению: 98% подростков, имеющих опыт употребления наркотиков, отметили наличие опыта и в отношении употребления алкогольных напитков, курения. Все это служит подтверждением необходимости комплексного подхода к организации педагогической профилактики, при котором проблема предупреждения наркотизма рассматривается в целом, охватывая все формы проявления наркогенного поведения.

Варианты реализации темы (по А.Г. Макеевой). Ролевая игра "Разумный выбор"

       Цель:    развитие представления об эффективном поведении в ситуациях, связанных с наркотизацией.
       Участники: подростки, ведущий - педагог.
      Этапы проведения игры:
  1. Формирование команд.
  2. Распределение ситуаций для инсценировки.
  3. Подготовка командами инсценировки (при этом ведущий отмечает, что команды могут развивать сюжет, вводя туда новых персонажей, перенося события в другое место и т. д. Основная задача команды - представить наиболее эффективный вариант поведения в ситуациях наркогенного давления).
  4. Инсценировка и обсуждение представленных вариантов
Тема "Стоит ли продолжать дружбу с человеком, зависимым от наркотиков?"

Задачи:

  1. Актуализация представлений подростков о значимости дружеских отношений в жизни человека, ценности дружбы.
  2. Формирование понимания ответственности как условия развития дружеских взаимоотношений, понятия о границах личной ответственности за другого человека.
  3. Анализ и оценка возможного личного участия в судьбе человека, зависимого от наркотиков, вероятных формах взаимодействия с ним.

Что нужно знать педагогу:

Дружеские отношения имеют особое значение для старших подростков (30). Дружба в этом возрасте носит глубинный, интимный характер. Подросток ищет в друге понимания и принятия своих переживаний, чувств, оценок. Одной из важнейших неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения. Эти отношения позволяют раскрыться, проявить свой внутренний мир. При этом потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к внутреннему миру другого человека. Потребность в сильных эмоциональных привязанностях часто приводит к тому, что подросток не замечает реальных качеств друга, придумывая для себя его идеальные характеристики, некритически относясь к его поступкам.
Опыт дружбы, который приобретает подросток в этот период, имеет важное значение для него и в дальнейшем. Общение с другом формирует умение строить близкие, доверительные отношения, дает возможность осознать свою ответственность за другого.
Проблемы, возникающие у друга, переживаются как личностно значимые. Подросток чаще всего оказывается на стороне друга (по принципу "наших бьют"). Так, в ситуации, когда выясняется, что один из друзей принимает наркотики, другой, как правило, не осуждает такое поведение, а готов защищать друга от нападок окружающих, помогать ему. Между тем близкое общение с человеком, использующим наркотики, - нелегкое испытание.
Дело в том, что использование подростком наркотиков не только оказывает влияние на его физическое здоровье, но и вызывает определенные изменения в его характере, личностных качествах. Понятно, что такие изменения зависят от того, как давно подросток познакомился с одурманивающими веществами, какие наркотические или токсикоманические вещества он употребляет.
В наркогенном заражении подростка можно выделить несколько этапов.
Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе.
Первая проба, как правило, не приводит к реальным физиологическим изменениям. Она не затрагивает эмоциональную, волевую, нравственную сферы подростка. Сохраняются его основные жизненные ориентиры и ценности. На этом этапе формируется представление о "безопасности" наркотизации (так как никаких ее негативных последствий подросток еще не испытывает). Такой опыт может оказаться провокационным не только для него, но и для его друзей, поддавшихся влиянию. Как свидетельствуют результаты исследований, более половины юношей и девушек приобщаются к наркотизации под влиянием своих друзей.
Между тем именно на первом этапе предпринятые попытки остановить дальнейшее наркогенное заражение подростка оказываются наиболее эффективными. Важную роль тут может сыграть выражение негативного отношения к наркотизации со стороны людей, значимых, авторитетных для подростка, в том числе и его близкого друга. Важно, чтобы друг понимал, что именно так он может проявить свою ответственность за судьбу дорогого ему человека.
Второй этап. Для этого этапа характерно первое прочувствование эйфорического эффекта. Надо сказать, что именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и значительные, что, в свою очередь, определяет поведение подростка. Он знает об опасности наркотизации, на словах понимает степень риска, которому себя подвергает, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию ему становится все сложнее.
На этом этапе нередко происходит изменение круга общения подростка. О прежних приятелях подросток может отзываться весьма снисходительно, новый опыт дает ему основание считать себя более взрослым. Появляются новые знакомые - те, с кем молодой человек использует наркотическое вещество, те, кто помогает достать препарат.
Дружеского влияния здесь уже недостаточно, для того чтобы предотвратить дальнейшее приобщение к наркотикам. Подросток нуждается в помощи квалифицированного психолога.
Третий этап. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у подростка симптомов психической зависимости. В момент отсутствия одурманивающего вещества он начинает испытывать чувство беспокойства, дисфории, тревоги, раздражительности и т. п. Это результат устойчивого изменения в деятельности структур мозга, вызванного использованием наркотика.
На третьем этапе снижается сила и приятность эйфорических ощущений. Это, в свою очередь, влияет на мотивы наркотизации. Для подростка наркотическое вещество становится уже не источником эйфории, а способом избавления от неприятных ощущений. Поэтому молодой человек начинает манипулировать окружающими, в том числе и своими друзьями, стремясь с их помощью добыть наркотик (пытается выпросить деньги, просит "прикрыть" его отсутствие в школе или дома и т.д.). Меняется характер взаимоотношений с родителями, прежние увлечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и происходит использование наркотиков.
Дружеское участие здесь может выразиться в попытке уговорить подростка обратиться за помощью к специалистам, осознать невозможность самостоятельно решить проблему. Однако нужно понимать, что без желания избавиться от зависимости со стороны самого подростка, употребляющего наркотики, все усилия будут безуспешны, и он сам несет ответственность за происходящее с ним.
Четвертый этап. На этом этапе формируется физическая зависимость от препарата. Основной целью жизни становится избавление от ломки. У наркозависимого формируется своя собственная система жизненных ориентиров, отличная от имеющейся у большинства людей. Так, по мере развития зависимости от наркотика меняется система прежних эмоциональных привязанностей, при этом даже близкие люди могут вызывать ненависть, раздражение, страх, если они пытаются мешать наркотизации. Критерием "дружбы" и "любви" служит готовность другого помочь достать наркотик.
На этом этапе подросток нуждается в длительном лечении, а затем в специальной психокоррекционной работе с психологом. Обычно прежние дружеские связи оказываются разрушенными. Но в том случае, если дружеское отношение, участие со стороны другого сохранилось, оно может проявиться как выражение уверенности в успешности лечения, одобрения принятому решению лечиться.
Таким образом, при обсуждении с подростками вопроса о взаимоотношениях с близким человеком, употребляющим наркотики, важно сформировать у них понимание следующего:
  • нельзя брать на себя полную ответственность за судьбу своего друга;
  • нельзя менять свою жизнь, отказываться от своих интересов, привязанностей ради попыток помочь другу избавиться от наркотиков;
  • выполнение просьб, связанных с дачей денег взаймы, сообщением неверных сведений взрослым и т. д., не является проявлением дружеской поддержки, так как способствует дальнейшему приобщению к наркотику;
  • нужно категорически пресекать любые предложения, связанные с пробой наркотика, просьбы передать, спрятать наркотик, так как все это связано с непосредственной опасностью для выполняющего;
  • нужно реально оценивать границы возможного личного вмешательства в жизнь другого. Человек, зависимый от наркотиков, нуждается прежде всего в помощи врача и психолога, решить его проблемы только с помощью дружеского участия невозможно.

Варианты реализации темы (по А.Г. Макеевой).

1. Игра "Наркоманы - особые, особенные или ...?"

       Цель:    помочь подросткам осознать, что риск возникновения зависимости от наркотиков реален для любого человека, при этом каждый несет ответственность за происходящее с ним.

       Участники: подростки, педагог-ведущий, помощники (подростки).

      Этапы проведения игры:

  1. Каждый из участников получает лист, где перечислены различные черты характера. Ведущий предлагает отметить знаком "+" три положительные и знаком "-" три отрицательные черты, которые, по мнению самого участника, характеризуют его личность.
  2. После того как задание будет выполнено, все листки собираются помощниками, перетасовываются и вновь раздаются участникам игры. Теперь ведущий предлагает отметить кружком шесть черт, которые, по мнению участников, характеризуют личность наркомана. Кружок можно ставить напротив тех черт, которые уже были отмечены другими знаками.
  3. Все листки сдаются помощникам. В течение 10 мин помощники выписывают в один столбец на доске или стенде черты, которые участники игры отметили как личностные (они отмечены знаками "+" и "-"), в другой столбец - черты, которые, по мнению участников, присущи наркоманам.
  4. После того как все характеристики будут выписаны, ведущий предлагает сравнить оба столбца. Подсчитывается число совпадений. Причины совпадений обсуждаются. Педагог обращается к учащимся с вопросами:
  • можно ли считать, что наркоманами становятся люди с совершенно особенными чертами характера, не присущими всем остальным?
  • какова доля личной ответственности наркозависимого в развитии болезни?

Образец листа, раздаваемого участникам игры

общительный сдержанный
неуравновешенный неуверенный
уравновешенный готовый помочь
осторожный ненадёжный
поверхностный обстоятельный
трусливый нервный
угрюмый спокойный
безучастный замкнутый
непосредственный самокритичный
слегка удрученный боязливый
добродушный выносливый=
слабовольный меланхоличный
импульсивный обидчивый
невыносливый уступчивый
эгоистичный неусидчивый
беспомощный агрессивный
распущенный настойчивый
не умеющий владеть собой мужественный
неприспособленный недоверчивый
умеющий владеть собой возбудимый
строгий самоуверенный
стеснительный надежный
открытый слабовольный
чувствительный порывистый
уверенный терпеливый

2. Круглый стол "Люди, за которых мы отвечаем..."

       Цель:   развитие представления подростков о границах личной ответственности за судьбу другого человека.

     Участники:подростки, педагоги, родители.

      Этапы проведения круглого стола:

  1. Участники знакомятся с вариантами ситуаций, предлагаемых для обсуждения. Например:
    • Лена случайно узнала, что человек, которого она уже давно любит и с которым мечтает связать свою жизнь, - наркоман. Он несколько раз пытался бросить наркотики, однако болезнь каждый раз оказывалась сильнее. Молодой человек уверяет Лену, что только она одна сможет помочь ему справиться с зависимостью. Что можно посоветовать девушке?
    • Анна блестяще закончила школу. Никто из окружающих не сомневался, что ее в дальнейшем ожидает карьера актрисы (давняя мечта девушки). Было только одно "но"... Там, где жила девушка, не было театрального института, нужно было ехать в другой город, а это значит - оставлять младшего брата и маму. Вот уже - несколько лет Аня фактически выполняла роль главы семьи, так как мама пила. Как поступить Ане - выбрать семью или свое будущее?
  2. Участники круглого стола обсуждают ситуации, предлагают наиболее эффективные в данной ситуации решения.

В заключение следует отметить, что "Болезнь легче предупредить, чем лечить" - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о молодежной наркомании.

К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост наркомании среди молодых людей до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. Традиционно усилия специалистов - медиков, юристов, политиков - сосредоточены на возведении внешних (по отношению к человеку) антинаркогенных барьеров. Однако стена юридических, медицинских запретов, политических указов плохо защищает подростка. А что, если основную ставку сделать на формирование (воспитание) у молодых людей личностного иммунитета к наркогенному соблазну? Идея эта не нова - в большинстве зарубежных стран (столкнувшихся с эпидемией молодежной наркомании гораздо раньше нас) педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением.

Основная задача педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать опасное вещество.

Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания.

Профилактика - это не только лекции об опасности наркотических веществ. Тренинги общения, игра в школьном театре, дающая возможность примерить на себя различные роли, знакомство с хорошими книгами - все это тоже борьба с наркоманией.

Понятно, что формирование устойчивости к негативному влиянию среды - длительный и сложный процесс, предполагающий освоение разнообразных социальных навыков. И чем раньше подросток научится общаться с окружающими, правильно вести себя в конфликтных и стрессовых ситуациях, находить способы самореализации, тем меньший соблазн для него будут представлять наркотики.

Безусловно, далеко не просто воплотить в жизнь все то, о чем говорилось выше. Однако опускать руки не стоит. Если проблемы молодежной наркомании не оставляют вас равнодушными, значит, мы - соратники. Попробуем вместе, объединив усилия, найти пути решения проблемы.

Литература

  1. Барри Э.Ш. Игры для вечеринки. - М.: Айрис-Пресс, 2004.
  2. Бездна: Пьянство. Наркомания. СПИД. - М.: Молодая гвардия, 1988.
  3. Бенюмов В.М., Костенко О.Р., Флоренсова К.М. Вред алкоголя, никотина, наркотиков. - Киев: Радзяньска школа, 1989.

       

  4. Богданович Л.А. Белый ужас. - М.: Московский рабочий, 1988.
  5. Буянов М.И. Размышления о наркомании. - М.: Просвещение, 1990.
  6. Габиани А.А. На краю пропасти: Наркомания и наркоманы. - М.: Мысль, 1990.
  7. Генкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно. - М.: Просвещение, 1989.
  8. Колесов Д.В. Беседы об антиалкогольном воспитании.-М.: Просвещение, 1987.
  9. Колесов Д.В. Не допустить беды. - М.: Педагогика, 1988.
  10. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Педагогика, 1984.
  11. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма.-М.: Педагогика, 1991.
  12. Королева 3. Психологические тесты для всех. - М.: Гранд, 2003.
  13. Корытин С.А. Тигр под наркозом. - М.: Знание, 1991.
  14. Леви В. Приручение страха. - М.: Метафора, 2003.
  15. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. - М.: Просвещение, 1991.
  16. Левин Б. М., Левин М. Б. Не оступись... - М.: Мысль, 1988.
  17. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М.: Академия, 2001.
  18. Макеев Г.А. Рабы дурмана. - Волгоград: Нижневолжское книжное изд- во, 1988.
  19. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. - М.: Сентябрь, 1999.
  20. Макеева А.Г. Ранняя профилактика наркотизма. -М.: Пресс, 2000.
  21. Наркомания / Под ред. А.А. Гаранского. - СПб.: Медицина, 2000.
  22. Первичная профилактика наркоалкогольной зависимости: Концепция программы организации развития подросткового добровольческого движения. - Кемерово, 1999.
  23. Прутченков А.С. Шаг за шагом, или Технология подготовки и реализации социального проекта. - М.: Юкос, 1999.
  24. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - Самара: Самарский государственный университет, 1999.
  25. Собкин В. С, Евстигнеева Ю. М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. - М.: Центр Социологии Образования РАО, 2001.
  26. Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. -М.: Медицина, 1990.
  27. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. - СПб.: Медицинская пресса, 2001.
  28. Шевердин С. Н. У опасной черты. - М.: Педагогика, 1985.
  29. Шпаков А.О. Иллюзия рая. - СПб.: Зенит, 1999.
  30. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
  31. Чалдини Р. и др. Влияние / Под ред. А. Л. Свентицкого. - М.: Олма- Пресс, 2002.
  32. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. - М.: Просвещение, 1989.
  33. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 1986.
 

Хостинг от uCoz